Совсем недавно я жаловался, что рыцарю по достижении седьмого уровня дают за бой маловато опыта: тридцать очков за четырёх стрелков. А теперь приходится мириться с необходимостью набрать пятьсот семьдесят, получая за бой аж две единицы опыта: именно таков удел «идеального» мистика. Мало того, что этот бедняга не может двинуться с места, не имеет защиты и не отвечает на удары, так его ещё и опытом обделяют! Ничего не поделаешь, героя нужно довести до победы, как бы ни было сложно. Начнём!
ПРОЛОГ
Начало пути почти ничем не отличается от рыцарского: то же болото, тот же Бертольд. С той разницей, что вражеские лучники, издевательски ухмыляясь, сосредотачивают весь огонь на самой беззащитной единице отряда – мистике. Так что обозлённый Бертольд, надрываясь, притаскивает в замок полутруп.
Это смешно!
Сколько ни старайся, как долго ни играй в игру, обязательно упустишь из вида что-то очевидное. Я полагал, что в церквях и монастырях можно лечить либо главного героя, либо весь отряд сразу; на ранних этапах постоянно не хватало золота для лечения всех раненых. Оказывается, каждый из воинов может быть исцелён по отдельности; в зависимости от наибольшей боевой ценности.
Зайдя в храм, выделяйте необходимый портрет, и вам сообщат стоимость лечения! Иногда так трудно увидеть лес за деревьями…
Исцелённый Мистик вынужден торопиться: стоит помедлить, и отряд бандитов станет настолько сильным, что его будет невозможно победить. Правда, бандиты появляются на карте лишь после разговора в «Корове и Ложке».
Зато гарнизон замка Кюстенкац на месте с самого начала кампании и, пока герой бегает туда-сюда, нанимая ещё одну травницу или выискивая снаряжение получше, гарнизон тренируется. Хотите встретиться со стражниками, наносящими контратаки? Тогда спешите разделаться с бандитами и сразу после этого – получить задание на штурм замка.
Разумеется, подобная спешка нужна только мистику; рыцарь и Бертольд без особых проблем справлялись с любым гарнизоном.
Захватив замок, мистик наконец-то повысит уровень. И что делать дальше? Нужно и вызывать призрака, и начинать бой с наложенной защитой, неплохо бы удешевить наёмников, а также получить возможность перемещения по полю боя. Словом, повышать нужно четыре умения сразу… Но впереди – множество замков, не чета Кюстенкацу; хорошо бы уменьшить потери при их штурме. А ещё дальше – бегство с минимальными силами; каждый боец будет на счету. Словом, волей-неволей, начинать нужно с верхней ветки развития, как и рыцарю.
После взятия Кюстенкаца есть два пути: сообщить о победе и бежать в замок от отряда, высадившегося на пристани. Либо оставить гарнизон в замке и бегать вперёд-назад между замком и рынком, выбивая нужное снаряжение. (Напоминаю: гарнизон получает опыт лишь в том случае, когда герой не стоит на месте.) Во втором случае охотники за головами будут побеждены без проблем; попутно удастся найти в продаже что-то редкое.
Кстати, золото можно расходовать абсолютно спокойно, без оглядки на будущее: в конце миссии вам подарят шестьсот монет.
Это важно!
Ещё один здоровенный валун в огород геймдизайнеров (камня за такое - маловато!). Под конец сражения остатки бандитов в лучших традициях игры сбежали и унесли с собой снаряжение. Загрузил игру, выгнав из отряда церковника – всё прошло как надо.
Я не однажды утверждал, что бегство врагов с поля боя или их сдача в плен – главный недостаток игры. (Даже не так: чудовищный просчёт геймдизайнеров!) Остаюсь при своём мнении.
Следующая «непонятка»: когда герой доложит о победе над вражеским десантом, ему будет милостиво позволено нанять ещё одного солдата – в Зейдлице. При том, что через минуту мистик отбудет в следующую главу, взяв с собой только Бертольда. В чём смысл?
Как бы там ни было, направляемся домой.
ДОРОГА ДОМОЙ
Вначале я повёл мистика по проторенному пути рыцаря: отобрал всё снаряжение у Бертольда и двинулся направо в лес, к двум братьям. Герой чудом остался жив, получив целых пять единиц опыта. В одиночку.
Что такое?! Рыцарь за этот же бой получил тридцать единиц и повысил уровень! Вообще-то, создатели игры предупреждали, что играть за мистика достаточно сложно, но я никак не предполагал, что сложность заключается в микроскопических количествах получаемого опыта.
Это интересно!
Не знаю, прав я или нет, но у меня сложилось впечатление, что мистик получает опыт за количество наложенных заклинаний, а не за количество убитых. То есть, ему не обязательно лично наносить урон, достаточно ослабить врага и усилить своих. В таком случае становится понятным, почему его обделили оружием: помогай, а сам в драку не лезь. (И всё же – обидно. Хоть бы кинжал, для самообороны!)
Делать нечего, нанимаем молодого дворянина, отправляем героя в задний ряд и – по возможности – затягиваем бои. (Но опыта всё равно слишком мало!) Спасаем монастырь от грабителей, очищаем кладбище от воришек и торопимся на мост рядом с Квеллбургом. Во-первых, враг не должен успеть усилиться, во-вторых, как можно скорее нужно получить чёрное ожерелье. (Напоминаю порядок действий: отводим дворянина в город, бежим в таверну «Золочёный крендель», узнаём слухи, спешим к знахарке Селине, от неё – к одинокому дереву позади руин дозорной башни.)
Это важно!
Ни в коем случае не стоит приближаться к Горным вратам и затевать разговор с их охранником: в районе Крейгхаузена появится Бертольд и с увлечением примется уничтожать слабые вражеские отряды; так необходимые мистику. Что характерно, никто из непрошеных «союзников» не ставит себе целью ослаблять самые мощные отряды врагов; равно как и те не нападают на подданных Бертольда. Зато за крестьянами-оборванцами вассалы Бертольда буквально гоняются.
Следующая по важности задача: получить в своё распоряжение дозорную вышку. Забираем в Квеллбурге фальшивый меч, узнаём в «Золочёном кренделе» слух о необычном вине, покупаем его в таверне «У Старого Лотара», бежим к негодяю Эриху Граушильду (почему к негодяю – объясню позже) и получаем вышку. Пополняем отряд наёмником (не стрелком!) – иначе не справиться – и наконец-то можно передохнуть…
Это интересно!
Когда гораздо позже мистику пришлось сражаться с Эрихом Граушильдом, что-то я не заметил, чтобы фальшивый меч последнего сломался в сражении. А какой великолепный сюрприз от разработчиков мог бы быть! Нечто похожее на историю со стражниками Нашкеля из Baldur’s Gate: герой-вор похитил у них мечи; и охранники были вынуждены драться голыми руками; презабавное зрелище.
Заполняем вышку бойцами: пара молодых дворян, четыре охотника, три травницы, три новобранца. Необходимо постоянно следить, чтобы дворяне не превратились в дуэлистов, травницы пошли по пути ведьм, новобранцы стали сержантами пехоты, а охотники – лучниками.
Это важно!
Большое количество бойцов отряда уменьшит получаемый опыт; в то же время мистику необходима охрана. В этом случае тяжёлые пехотинцы предпочтительнее пикинёров: лучше защищены и могут использовать мечи, отвечая на каждый удар врага.
И начинается длиннейший, изматывающий путь к четвёртому уровню: не получив «Мастера осад» нечего и думать штурмовать замки. А без их взятия невозможно увеличить количество бойцов в отряде. Наёмники? Они требуют золото, много золота. А его едва хватает на лечение раненых и покупку отдельных предметов снаряжения. Поэтому герой больше убегает, чем сражается; большинство отрядов ему не по зубам.
Выполняем все квесты; как только в отряде окажется два эсквайра и достаточно золота – нанимаем не меньше пяти наёмников и идём на штурм Гроссенхофа.
Следующая цель – замок Фрош. При этом нужно следить, чтобы хозяина не было дома: с двумя отрядами подряд герой ни за что не справится. Поджидаем Гунтера Райке в одной из его деревень, объявляем войну и бежим захватывать замок. Разъярённому хозяину придётся штурмовать собственную твердыню, со всеми вытекающими последствиями. Третья цель – замок Моссеншутц. Вначале освобождаем северную пристань от каперов, затем отказываемся платить Гумбольдту Лангарду, и он сам подписывает себе смертный приговор.
Осталось самое сложное – захватить Лотархольм… У меня это получилось с десятой попытки. То есть, без проблем объявлена война Граушильду; мистик сбежал и захватил замок. Однако Эрих Граушильд и не думал возвращать своё владение, да ещё и ночью. Вместо этого он кружил по округе, собирая дань и усиливая отряд наёмниками. А когда рассвело, пошёл на приступ, без особых проблем показав герою, кто здесь хозяин. Замок несколько раз переходил из рук в руки; вместе с окружающими строениями. В конце концов удалось подловить Граушильда ночью, и после долгой кровопролитной битвы – уничтожить.
Мы делили чей-то замок; много наших полегло...
Дело решили ведьмы, обездвижившие главного врага и вылечившие последнего живого бойца из мистического отряда.
Это интересно!
Во время этого затянувшегося противостояния стала ясна причина бага, уже дававшего о себе знать ранее: один из бойцов – не наёмник! – вдруг отказывался участвовать в боях. Захватив замок, я первым делом увеличивал численность отряда. Через пару минут замок перешёл в руки врага, количество бойцов стало избыточным; и с наступлением утра система стала считать одного из них наёмником! Ну да, положено – шесть, в отряде – семь, лишний – наёмник. Плати золото, или он не будет сражаться. Возвращение замка под команду мистика ситуации не изменило: «наёмник» отказался сражаться. Возможно, всё прошло бы по-другому, если бы на момент наступления утра в казне было золото: «наёмник» получил бы зарплату и после захвата замка вернулся в число постоянных бойцов. А может, и нет. Увы, я не обратил внимания на этот момент - наличие золота в казне – торопился загрузить игру… Но обязательно проверю позже!
Это интересно!
Вообще, лучники – чемпионы по багам. За эту миссию вражеские стрелки трижды «распластывались» по окружающей местности; один раз – в полном составе. (Об этом баге я уже писал раньше.)
Судя по индикаторам здоровья - они здесь. Но атаковать нельзя!
Атаковать такой отряд нельзя, игра зависнет, проще загрузить сейв. Несколько раз вражеские лучники, обездвиженные ведьмой, преспокойно удалялись прочь от моих тяжёлых пехотинцев.
Надо ли добавлять, что превратившийся в «наёмника» постоянный боец также был лучником?
Все четыре замка взяты штурмом, можно попытаться расправиться с самыми сильными отрядами; коих обычно остаётся два: «Восставшие крестьяне» и «Гильдия убийц».
Вот это - крестьяне?! В таком случае мистик - Эльминстер!
Наверное, я не сильно погрешу против истины, если скажу, что восставшие крестьяне – это толпа мужиков с вилами, топорами и дубинами; а вовсе не воины в броне с мечами и двуручными молотами. Правда, у геймдизайнеров на этот счёт другое мнение.
В другом отряде из десяти врагов шестеро были убийцами; но в свите мистика на тот момент присутствовали две ведьмы, не позволившие отравить весь первый ряд защитников. Что характерно: отряд убийц, до этого безжалостно преследовавший мистика, спрятался в башню, едва завидел конных оруженосцев - пришлось выжидать в засаде.
Ах, сколько опыта! А рыцарь бы разозлился...
Ещё одной особенностью, которая уже почти не вызывает удивления, оказалась дезинтеграция снаряжения противников. Смотришь в начале боя – ух ты, у врагов полно амулетов, доспехов и оружия! Но в конце боя всё это исчезает неизвестно куда; даже если противник побеждён или сдался.
Воистину, ещё никому не удалось сделать игры лучше Baldur’s Gate: всё, что есть у врагов, после их гибели остаётся на поле боя, как и должно быть. Не говоря о том, что враги не сбегают и не сдаются в плен, количество опыта не уменьшается в зависимости от уровня героя, но справедливо делится на всех, если в отряде больше одного бойца. Эх! Как бы заставить всех геймдизайнеров изучать эту замечательную игру – во избежание жутких ляпов?!
Простите, я отвлёкся. Вот теперь можно оставлять с мистиком одного охранника – оруженосца или сержанта пехоты (он быстрее достигнет вершины опыта) – и идти к Горным вратам. Уничтожаем самоубийц и предлагаем Бертольду помощь в уничтожении бандитов. После чего остаётся отловить их главаря…
Это интересно!
В этот раз я решил проверить, что будет, если не прийти на помощь брату Бертольда, а погнать главаря к мосту, чтобы взять живым? Бертольд, разъярённый гибелью брата, просто зарубил главаря, весь опыт достался ему. Нет уж, спасибо!
Идём к вратам, разбираться с охраной. Никаких целительниц или ведьм, только лучники! Иначе засевший там колдун обязательно сведёт с ума одного из оруженосцев, и бой будет проигран.
Задача пехотинцев - достать арбалетчика.
Всё, квестов больше нет. До следующего, седьмого уровня, остаётся триста пятьдесят очков опыта… А за бой дают от одного до трёх очков; охранник иногда вообще ничего не получает.
Занимаем позицию на берегу реки и ждём: единственным источником врагов осталась заброшенная башня.
За час реального времени удаётся провести двадцать пять боёв; получив пятьдесят единиц опыта. Считайте сами, насколько легко получить мистику то, чего рыцарь добился без особенных усилий. Это рыцарь мог себе позволить подождать, пока враги поднимут уровни – чтобы получить больше опыта. Мистик вынужден перехватывать противников в самом начале пути: стоит им повысить уровни, и герою не поможет никакая свита.
И вот наконец - седьмой уровень. Хорошо бы взять «Феодала»… Но в ближайшем будущем очень нужны магические умения: защита либо атака. Следовательно, нужно брать «Поток» - а там посмотрим.
Кстати, попытка вести бои в одиночку, как это делал рыцарь, с грохотом провалилась: слишком мала защита. Вот если бы вызывать на помощь духа… Увы.
Продолжение следует…