Его Величество Случай! Если бы я не включил радио «Звезда» именно в тот момент, когда транслировали рассказ Майка Гелприна «Свеча горела», я бы не прочёл его (рассказ) онлайн, не заинтересовался творчеством нового для меня автора и не заказал бы через сеть две его книги. Первая – сборник рассказов (включая «Свеча горела») под названием «Миротворец сорок пятого калибра», вторая – продолжение «Пикника на обочине» (!): «Хармонт. Наши дни».
И вот книги пришли… Сборник открывал не без опасения: а вдруг «Свеча горела» окажется единственным достойным произведением? Страхи были напрасными: первый же рассказ произвёл не намного меньшее впечатление. Словом, я не выпускал книгу из рук до тех пор, пока не прочёл всю. Рассказы – на самые разные темы, но довольно много из них посвящено поведению и действиям людей в экстремальных условиях. Техника написания также различается: иногда смысл произведения объясняется в последней фразе. А иногда читателя погружают в непонятную атмосферу, постепенно объясняя, что к чему и предоставляя возможность самому сделать выводы из прочтённого. Причём из всего многообразия самобытных рассказов я нашёл лишь два, похожих на произведения других авторов. Рассказ «Ромб» отдалённо напоминает
Как бы там ни было, с моей точки зрения рассказы находятся гораздо выше среднего уровня.
Пришла очередь продолжения «Пикника на обочине», и опять не без сомнений. Я очень уважаю первоисточник, перечитывал много раз, и считаю, что произведения такого уровня не стоит пытаться продолжать другим авторам. Однако повторилась история с предыдущей книгой: не выпустил «Хармонт. Наши дни» из рук до тех пор, пока не дочитал до конца. В самом начале происходит встреча с персонажами, знакомыми по «Пикнику на обочине». Раскрываются тайны некоторых из них: например, что делал с хабаром Гуталин и кто такой Ричард Нунан на самом деле. Также предстоит узнать, куда исчезла смерть-лампа, исполнил ли Золотой Шар желание Рэдрика Шухарта, что представляет собой Бродяга Дик и сама Зона. Не буду раскрывать подробностей, дабы не пропал интерес к прочтению книги – убеждён, что она ни в коей мере не испортила впечатления от первоисточника.
Напоследок – о грустном. Когда закончил чтение книги «Миротворец сорок пятого калибра» и закрыл её, с огорчением увидел, что красивый серебристый шрифт названия практически стёрся с обложки (руки были сухими!). Подобная неприятность случилась впервые; поэтому предупреждаю тех, кто сумеет приобрести аналогичный раритет: сразу же оберните книгу прозрачной плёнкой, чтобы она выглядела такой же новой спустя годы.
P.S. А «Миротворца» у меня взяли почитать на другой же день. И пока что впечатления от прочитанных рассказов совпадают с моими…
P.P.S. Какая-то загадка связана с именем автора. В сети его называют то Майк, то Майкл. Поскольку на обложках книг написано "Майк", вставил в текст это же имя. Впрочем, Роджера Желязны тоже иногда пишут, как "Роджер Зилазни"; а однажды я видел книгу "Парк Юрского периода", на обложке которой вместо Майкл Крайтон было написано - "Мишель Кричтон".